г. Нижний Новгород,
ул. Нестерова, д.5, оф. 4
Пн—Пт с 09:00 до 18:00
Перезвоните мне
Консультация автоюриста
бесплатно

Как обманывают страховые компании и автосервисы

Взять больше, отдать меньше либо отказать в выплате полностью - это девиз страховых компаний.

Рассмотрим типичные уловки страховщиков при рассмотрении обращений по ОСАГО:

ПО ДОКУМЕНТАМ

После ДТП потерпевший обращается к страховщику (своему или тому, у которого застрахована ответственность виновника). С 1 сентября 2014 года согласно изменений закона "Об ОСАГО", при причинении вреда только транспортным средствам двух и не более участников ДТП, обращаться можно только в свою страховую компанию по прямому урегулированию убытков. Перечень необходимых для обращения в СК документов установлен Правилами страхования пункт 44, 61 (Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 г. №263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - далее по тексту "Правила страхования"). Для получения денег на ремонт автомобиля в СК следует предоставить: извещение о ДТП, справку о ДТП, копию протокола, постановления или определения по ДТП с указанием виновника (если происшествие оформлялось с участием сотрудников ДПС), документы на автомобиль (СРТС и ПТС), копия водительского удостоверения водителя на момент ДТП, паспорт собственника ТС, реквизиты банковского счета для перечисления страхового возмещения. Если Вы не являетесь собственником поврежденного автомобиля, необходима доверенность на право обращения в СК и получение денежных средств. При оформление ДТП без участия сотрудников ДПС, по так называемому европротоколу, достаточно заполненного двумя водителя бланка извещения о происшествии.

Страховщик приостановит рассмотрение заявления о выплате, если отсутствует:

 - копия постановления по делу об административном правонарушении из ГИБДД (приговор по уголовному делу). В данном случае для СК не понятно, кто виноват в причинение ущерба;

 - правоустанавливающий документ на автомобиль (СРТС и ПТС, договор купли-продажи) или доверенность, если заявление подает не собственник. В соответствии с законом потерпевшим является собственник поврежденного имущества, а представитель обязан иметь доверенность.

Кроме того, СК явно приостановит заявление о выплате, которое было отправлено почтой, если все перечисленные документы являются не заверенными копиями. Пункт 62 "Правил страхования" обязывает потерпевшего предоставить страховщику либо оригиналы документов, либо заверенные надлежащим образом, т.е. нотариально.

С момента получения последнего документа у СК будет 30-дневный тайм-аут для выплаты страхового возмещения. Поэтому рекомендуем внимательно ознакомиться с "Правилами страхования" и убедиться, что Вы направили страховщику весь пакет документов. Это сэкономит время и положенную выплату Вы получите быстрее. Если будет отказ по причине нехватки документов, можно обращаться снова - количество "подходов к снаряду" неограниченно.

Есть и другие причины отказов. Например Вы представили, казалось бы все необходимые документы, но при рассмотрении заявления выясняется, что инспектор ДПС неверно вписал номер полиса или полис виновника оказался подделкой. И то и другое бывает нередко. В обоих случаях отказ будет на законных основаниях и Вам придется самостоятельно искать информацию о наличии полиса ОСАГО у виновника аварии. Если полис поддельный, отвечать за причиненный ущерб будет сам виновник. Если инспектор ошибся в номере полиса, то после внесения исправлений в справку о ДТП, страховщик обязан будет выплатить компенсацию.

Так же часто обнаруживается, что страховой агент оформил бланк полиса ОСАГО на год, а перед страховой компанией отчитался за полис на 20 дней, разницу в цене полисов он кладет к себе в карман. В случае ДТП потерпевший идет к страховщику, но тот отказывает в выплате, уверяя, что автомобиль получил повреждения вне срока действия полиса. Безусловно, это мошенничество со стороны страхового агента - и страховщик обязан выплатить деньги в полном объеме. Как правило, в подобных случаях достаточно подать претензию, приложив копию квитанции об оплате полиса. Если и этом случае страховщик откажет в выплате, его обяжет суд, поскольку доказательством правоты потерпевшего будет являться полис с годовым сроком обслуживания.

ПО ПОВРЕЖДЕНИЯМ

Следующая группа отказов связана с осмотром автомобиля и определением стоимости восстановительного ремонта. Страховщик к которому обратился пострадавший в аварии, обязан в течении пяти рабочих дней организовать осмотр и (или) независимую экспертизу поврежденного автомобиля путем выдачи направления на осмотр. Как правило, потерпевший приезжает в СК на поврежденном автомобиле и эксперт составляет акт осмотра и фотографирует непосредственно повреждения. Бывает и так, что пострадавший сразу чинит машину, в этом случае СК откажет в выплате или заплатит "копейки" - несмотря на имеющиеся заказ-наряды и чеки на ремонт. Дело в том, что согласно "Правилам экспертизы" (Постановление Правительства РФ от 24.04.2003г. №238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"), необходимо не только определить стоимость ремонта, но и установить, какие именно повреждения были получены при взаимодействии конкретных транспортных средств. А если на момент осмотра автомобиль уже отремонтирован, эксперт не сможет ответить на этот вопрос. В таком случае у СК появляется возможность отказать в выплате ссылаясь на положения статьи 12 Закона "Об ОСАГО". Для получения страхового возмещения придется обращаться в суд и доказывать, что при ремонте вы починили именно те повреждения, которые получили в момент ДТП.

Если страховщик в установленный срок, что бывает в 70% случаев, не осмотрел автомобиль, Вы можете самостоятельно организовать проведение независимой экспертизы. В большинстве случаев страховщик выплатит намного меньше положенного. Судебная практика, связанная с подобными отказами, - на стороне потребителя. Потратив время на судебный процесс и деньги на юридическую помощь Вы гарантировано получите недоплаченное страховое возмещение, плюсом вернуться деньги потраченные на проведение экспертизы и юридическую помощь.

Еще одна уловка - отказ, основанный на результатах трасологической экспертизы (в разделах нашего сайта, Вы можете более подробно ознакомиться с понятием, трасологическая экспертиза). Суть такова. Страховщик осмотрел ваш автомобиль, но платить не собирается. Почему? Может, подозревает вас в мошенничестве (в намерении получить страховку по инсценированному ДТП) или попросту не желает расставаться с деньгами. Чтобы обосновать отказ в выплате, страховщик обращается к своему клиенту-страхователю (или к виновнику ДТП) с законным требованием показать второй автомобиль, который участвовал в аварии. Действительно, пункт 2 статьи 12 Закона обязывает страхователя (владельца машины) предоставить страховой компании участвовавший в аварии автомобиль для осмотра. Как правило, страхователь не показывает второй автомобиль СК (какая-либо ответственность за это отсутствует), или к моменту осмотра машина уже восстановлена или продана. Тогда страховая компания оформляет заключение "независимого" эксперта-трасолога, в котором указано, что установить обстоятельства данного ДТП не представляется возможным. Если Вы не инсценировали ДТП и правда на вашей стороне, то вероятность получить страховое возмещение через суд стремится к 100%. Одного придется потратиться на юриста и смириться с потерей времени на судебные споры.

Но даже если у страховщика не появилось сомнений в причинах возникновения повреждений, денег на ремонт вам не хватит. И дело не только в учете износа машины при подсчете суммы компенсации, но еще и в отсутствии четкого подхода к расчетам стоимости восстановительного ремонта - единой методики нет до сих пор. Поэтому относительно одной и той же разбитой машины два эксперта могут сделать расчеты с двукратной (!) итоговой разницей. К примеру, страховщик предложит вам 50 тысяч рублей, тогда как независимый эксперт насчитает 100 тысяч. Для получения недостающих денег снова придется идти в суд. Судебное решение, скорее всего будет в вашу пользу поскольку эксперты, работающие "под" страховыми компаниями, неоправданно занижают стоимость нормочасов и цены на запчасти.

ПОДЫТОЖИМ

Если внимательно подойти к сбору документов и выполнить все требования Закона Об ОСАГО, то задержек или отказов в выплате страховки можно избежать. А если выплаченных денег не хватает на ремонт разбитой машины или отказ страховщика не соответствует букве закона, справедливость будет восстановлена решением суда.

Так почему же так много недовольных, если суд всегда на стороне потерпевших? Причин несколько.

Одна из них связана с так называемыми пограничными выплатами. Предположим, при реальном ущербе, к примеру, в размере 20 тысяч рублей, страховая заплатила вам 10 тысяч. Пойдете ли вы в суд из-за 10 тысяч рублей? Многие махнут рукой.

Другая причина - судебная волокита. Машину хочется отремонтировать побыстрее, ездить же надо, а у кого и работа связана с автомобильными перевозками, однако от момента подачи иска в суд и до получения решения суда и соответственно денег, может пройти от 4 до 8 месяцев. А еще надо оплатить юридические услуги - не каждый захочет вникнуть во все хитросплетения законодательства. А юристы себе цену знают!

Наконец многие автовладельцы попросту не знают о своих правах.

Те же, кто не опускает руки и привык отстаивать свою позицию до конца, безусловно компенсирует все свои затраты. И сотрудники нашей компании с радость вам помогут при решении абсолютно любых проблем со страховой компанией.

Предыдущая статья
Следующая статья
Перейти к услугам компании
"Департамент оценки"